Ваша корзина пуста
Полочные мониторы ProAc SM100. Статья в Салон AudioVideo июнь 2016
Над этими полочниками Стюарт Тайлер работал два года. Задача была такая: при тех же габаритах превзойти своё прежнее достижение - всемирно известные Studio 100, которые действительно использовались в студиях в качестве мониторов ближнего поля. Посмотрим, какие решения реализовал мастер в своём новом проекте.
Автор: Николай ЕФРЕМОВ ТАКТИКА БЛИЖНЕГО БОЯ
Проблема модернизации удачной модели рано или поздно встаёт перед любым производителем, но каждый решает её по-своему. Кто-то ограничивается косметическими изменениями, и лишь немногие решаются на радикальную переделку. Стюарт Тайлер, главный конструктор ProAc, пошёл по второму пути.
Напомню, что Studio 100 выпускались около 30 лет подряд, за это время они приобрели статус эталонных мониторов ближнего поля и пользовались большой популярностью у любителей музыки. Конечно, за столь долгое время появились новые идеи, материалы и динамические головки, но даже при всём этом модернизировать простые двухполосные системы, оставшись в прежних ценовых рамках - серьёзная работа даже для опытного разработчика.
Первым делом был улучшен корпус - при тех же размерах он стал более жёстким и лучше задемпфированным. Корпусные призвуки в полочной акустике в принципе невелики, а в SM100 они сведены к минимуму. Нижний диапазон (по данным производителя - от 30 Гц) воспроизводится новой 165-миллиметровой головкой, разработанной специалистами ProAc. Она отличается усиленной корзиной и эластичным резиновым подвесом, что позволит мониторам работать в тяжёлых условиях эксплуатации. Профиль подвеса рассчитан таким образом, чтобы ход диффузора был как можно более линейным и симметричным при больших смещениях. За счёт этого снизились нелинейные искажения, а благодаря эффективному охлаждению звуковой катушки динамик способен работать при большей подводимой мощности. Диффузор - лёгкий, бумажный, с демпфирующей пропиткой и пылезащитным колпачком в виде крупного купола. Головка работает в фазоинверторном оформлении, порт внушительного диаметра выведен на лицевую панель. Такое решение - типичное для студийных мониторов, позволяющее поставить их ближе к стене или вмонтировать в контрольную консоль. Дома таких вариантов лучше избегать, чтобы не создавать массу ранних отражений. И, как уже неоднократно упоминалось в наших статьях, для получения более разборчивого и «конкретного» баса полочную акустику лучше располагать на тяжёлых стойках. Таких, например, как на нашем фото.
Специально для Studio SM100 компанией SEAS был изготовлен новый твитер - с дюймовым шелковым куполом и улучшенным кольцевым подвесом. Массивный фланец гасит вибрации, а его шероховатая поверхность снижает интерференцию на высоких частотах. Этот излучатель отличается способностью эффективно работать вплоть до 30 кГц при широкой диаграмме направленности.
Разделительный фильтр полностью пересчитан под новые динамики и собран из отборных компонентов. Внутренняя проводка выполнена многожильным кабелем из чистой бескислородной меди. Главной целю было получить более комфортное звучание, не вызывающее утомления при длительных сессиях прослушивания. Две пары клемм допускают подключение по схемам bi-wiring и bi-ampng.
Акустика ProAc изготавливается в Англии на собственной фабрике. Мониторы SM100 выпускаются в отделке натуральным шпоном черного ясеня и вишни. Гриль из акустически прозрачного кримплена плотно крепится на пластиковых шпильках.
Скажу честно, что 30-герцового баса я не услышал, но для такого объёма корпуса нижний регистр вполне убедителен, с хорошим наполнением. Удар не затянут, разборчивость сохраняется на очень приличных уровнях громкости. Эти малыши способны выдать реальный драйв и не потерять контроля над ситуацией. Никаких упрощений, ни «картонной» легковесности, ни сбоев на сложных ритмических структурах. Но, как и в Studio 100, здесь не это главное. SM100 способны передать настоящую жизнь, если, конечно, она присутствует в записи. Тут даже не поймёшь, из чего она складывается - какого-то супероткрытого верха вроде нет, середина информативна, но в меру, никаких попыток что-то приукрасить или сделать ярче тоже не заметно. А всё в целом получается гармонично, музыкально и естественно.
И, конечно, общей картине добавляет достоверности и способность SM100 выстраивать трёхмерное звуковое поле, в котором каждому мнимому источнику отведено строго своё место. Несмотря на скромный калибр драйверов, sweet spot получается достаточно широким, так что точного прицела на слушателя при установке можно не добиваться.
Конечно, мониторам, вынутым из коробки за день до прослушивания, нужно ещё греться и греться, чтобы исчезли крикливые нотки из верхней середины и чётче оформился удар. Но даже на не размятых подвесах и неразыгранных кроссоверах SM100 показывают настоящее эталонное звучание. И второй важный момент - этим малышам нужен пусть и не самый хай-эндный усилитель, но мощный, с внушительным блоком питания. Вот тогда вы поймёте, что такое настоящие британские мониторы ближнего поля.
|