Полочные АС от 200 000р. Групповой обзор Soundex Magazine июль 2017
Полочные АС от 200 000р
Групповой обзор
Автор теста
Вячеслав Шляпников
Существует расхожее мнение, что полочные АС непригодны для настоящих любителей звучания High End. Дескать, для полноценного впечатления нужно обеспечить колебание больших масс воздуха, что возможно только с динамиками соответствующей площади, а уж баса из таких корпусов и вовсе не выжать ниже 100 Гц.
Но это теория, а на практике владелец крупных колонок сталкивается с необходимостью НЧ-коррекции помещения (о которой многие говорят, но мало кто решается сделать), да и дальнобойность хороших напольников не позволяет построить реалистичную сцену в малогабаритной квартире. Поэтому полочники остаются самым распространенным способом создания достойной системы в практически любых условиях, несмотря на все очевидные ограничения.
С практической точки зрения следует признать, что без хороших стоек играть они скорее всего не будут, а с ними - займут столько же места, как и напольники, да и на ценнике это отразится. В данном тесте мы собрали шесть моделей с нижней планкой около 200 000р; эта граница избавляет конструкторов от большинства компромиссов, да и стоимость стоек уже ощущается не так остро.
Тестирование проводилось в демо-комнате старейшего московского салона «Нота Плюс». Все АС демонстрировали свои способности как минимум в двух системах: высококлассной, состоящей из компонентов Lindemann и сопоставимой по цене — из Burson Audio. В качестве источников использовались проигрыватель винила Michell Engineering Technodec и High-Def-проигрыватель Lindemann 825 - в качестве CD-плеера и USB-ЦАП. Все колонки, кроме Harbeth и Audio Note, устанавливались на стойки Target R5. Audio Note, помимо двух упомянутых усилителей, мы пробовали и с фирменным Meishu Phono 300B за 393000р.
Полное описание системы
Комплект для винила
Проигрыватель Michell Engineering Technodec с тонармом RB202 (106600р) и головкой Nagaoka MP-300 (43810р)
Межблочный кабель XLO Ultra Plus 0,5м RCA (26000р)
Усилитель мощности Burson Audio Timekeeper (162175р)
Мы не будем подробно описывать все детали конструкции каждой АС, остановившись лишь на ее индивидуальных особенностях, позволяющих выделиться среди других участников теста. Также для уменьшения громоздкости текста повторяющиеся треки выносим в отдельный список:
180-граммовый LP Gregorian Chant – Benedictine Abbey
LP Midge Ure – The Gift
CD Frank Zappa – Broadway the Hard Way (трек 14 - Outside Now)
WAV 44/16 Wanna Make Love – Outrider - Jimmy Page
WAV 44/16 La scala di seta – Italian Opera Overtures – Celibidache, Munchner Philharmoniker
Рип с винила WAV 192/24, The Endless Enigma Part Two – Trilogy – Emerson, Lake & Palmer
Цель теста - сравнить АС в одинаковых условиях и выявить индивидуальные особенности каждой модели.
ProAc Response D Two
Стоимость этой модели совпадает с нижней границей ценового диапазона данного обзора, так что неудивительно, что на фоне других участников внешность ее можно назвать скромной. Но качество отделки и изготовления безупречно.
Ступенька в нижней части передней панели смотрится симпатичнее с надетыми защитными решетками, но звучание нам больше понравилось без них. Чувствительность 88.5 дБ обещает снисходительное отношение к мощности усилителя, а расположенный впереди порт фазоинвертора - неприхотливость к размещению в комнате. Так и вышло в нашем случае - тональный баланс практически не менялся не только при перемещении АС относительно стен, но и при перемещении самого слушателя по демозалу салона «Нота Плюс». Фокусировка и стереосцена тоже очень мало меняются при этих манипуляциях, но для тонкой доводки поэкспериментировать стоит.
Ставим трек Mistery Ронни Джеймса Дио (рип 24/96 с LP The Last In Line) через усилители Burson. ProAc недвусмысленно дают понять, что для рок-музыки главное не частотный диапазон и звуковое давление, а плотность, слитность и открытость. Любители этого жанра будут довольны.
Для музыки посложнее - ELP – другие задачи. Здесь много одновременно звучащих партий, исполняемых разными тембрами. Вместо слитности требуется способность разобрать аранжировку на составляющие. В музыкальном плане это им удается, в тембральном - не вполне. Так, от синтезатора, вступающего на 1:06 и оказывающегося на заднем плане к 1:27-1:30, остается лишь высокочастотная составляющая. Справедливости ради отметим, что тенденции к упрощению у ProAc нет, и с усилителем Lindemann этот тембр конкретизируется, обретая окраску духового инструмента с сурдиной.
В этом же комплекте грегорианские песнопения раскрывают дотошность ProAc в передаче пространства. Здесь она доходит до крайней степени - можно слышать, как ранние отражения звука в помещении, складываясь с основным сигналом в точке записи - в микрофоне, меняют тембральную окраску голоса каждого исполнителя в зависимости от положения его головы. С компонентами Burson такой запредельности, конечно, не наблюдается; отмечаем лишь то, что произведение предстает чуть более камерным, чем у других участников теста.
И все же данная связка очень хороша для рока и смежных жанров - на диске Фрэнка Заппы способность Burson соединять звуки в одно целое играет особую роль - бас и бочка идут в одной упряжке, максимально взаимодействуя именно в этой системе. В свою очередь, усилитель Lindemann приближает уйму деталей аранжировки, ни в коей мере не посягая на основную тему, поэтому слушать этот альбом продолжаешь с тем же удовольствием, но с большим интересом. А дойдя до трека 15 - Hot Plate Heaven At The Green Hotel, обнаруживаем дыхание зала в паузах (и в прямом смысле, и в плане передачи пространства).
Стоит признать, что соперники не дремлют и свои лучшие стороны демонстрируют более напористо, чем Response D Two. Однако у последних достоинства находятся в хорошем балансе, а учитывая цену, неприхотливость и отсутствие существенных недостатков, можно рекомендовать их как проверенный и беспроигрышный вариант для дополнения любой системы.
В рассматриваемом ценовом диапазоне покупатель вправе ожидать от АС многогранных талантов и способности на достаточно высоком уровне отыграть любой материал в системе соответствующего класса.
Но все же если создать каждому участнику теста наиболее благоприятные условия, результаты будут гораздо интереснее, а удовольствие от обладания - выше. Кроме того, есть ряд практических моментов, которые следует учитывать при покупке.
Harbeth и Audio Note требуют собственных стоек, для DALI тоже существуют фирменные - довольно стильные, но низкорослые. Впрочем, Epicon 2 прекрасно устроятся и на любых стандартных.
Довольно высокая чувствительность Audio Note позволит им хорошо взаимодействовать с усилителем любой мощности, в том числе и с собственным ламповым Meishu.
Самые требовательные к установке – Harbeth. Им и помещение понадобится просторнее, чем остальным. Зато при правильном расположении они демонстрируют максимально открытое в тесте звучание. А вот у Penaudio, Neat и ProAc особых трудностей с размещением не возникнет. Кроме того, Momentum SX3i простят недостатки любой системы, а Harbeth – не потеряют своих достоинств в несовершенном окружении.
Больше всего выигрывают от включения в высококлассный тракт Audio Note и DALI, причем у последних зависимость улучшения звучания от класса партнеров практически пропорциональная. Они же обеспечивают самый красивый звук, да и внешность у них довольно яркая. У AN-J характер классических полочных мониторов, но форм-фактор как раз наоборот – непривычный.
Penaudio великолепно отыграют любые акустические жанры в небольшом уютном помещении, а ProAc задиристо воспроизведут рок и фьюжн.